11 видов смертной казни, применявшихся в России

07:50
11 видов смертной казни, применявшихся в России
Начиная от Ивана IV и кончая временем Анны Иоанновны, в государственных интересах того или иного правителя для устрашения применялись более десятка видов смертной казни. Затем уже с конца 18 столетия экзотические виды казни, с точки зрения современного человека, исчезли, уступив место повешению и расстрелу.

1. Повешение в России считалось самым позорным видом казни, хотя за одно и то же преступление одних вешали, а другим отрубали головы. Практика повешения не стесняла религиозные убеждения, будто душа казненного оскверняется, выходя из тела не через горло, а по противоположному пути. Повесить человека было просто и назидательно. Труп оставался висеть для устрашения на достаточной высоте, чтобы нельзя было снять всякому пожелавшему.

2. Потопление. Это также стародавний и любимый вид смертной казни у правителей государств того времени. Применялся главным образом, тогда, когда казнить нужно было сразу много людей. Так, массовые казни наблюдались при бунтах. Например, Иван IV казнил массу народа при бунте в Новгороде на реке Волхов.

В 1607 году царь Василий Шуйский утопил четыре тысячи мятежников. Процедура эта проводилась следующим образом: каждую ночь выводили несколько сотен, ставили в один ряд, позади каждого обреченного располагался служивый, который бил осужденного дубиной по голове, а тела спускали под лед в Яузу. Весьма удобная и быстрая процедура казни.

Царь Алексей Михайлович Романов также практиковал этот вид экзекуций. В 1662 году за участие в бунте он утопил в Москве-реке множество бунтовщиков, предварительно, связав руки за спиной и посадив на большие суда. Царь Петр почему-то не любил этот вид казни (видимо из-за гуманных соображений) и отказался применять его.

3. Отсечение головы. Обезглавливание совершалось на деревянной плахе или просто на бревне при помощи топора. Во время стрелецкого бунта при Петре использовался еще и меч. Причем осужденные стояли на четвереньках целыми рядами перед бревнами, терпеливо ожидая, когда дойдет очередь до них и палач отрубит голову.

4. Расстрел. Самый нелюбимый допетровской России вид казни и редко употребляемый. В 17 веке при Алексее Михайловиче не использовался, разве что при самосудах у донских казаков. А вот сын его Федор Алексеевич один раз применял этот вид казни. В 1769 году был повешен за ноги, а затем расстрелян один вор и изменник.

Что касается царя Петра, то он полюбил расстрел, но только в отношении военных лиц за воинские преступления. Существует свидетельство, что палачом при расстреле одного мятежника-стрельца был сержант Преображенского полка Александр Меньшиков. Этот вид казни настолько укоренился, что существует и поныне в некоторых государствах.

5. Окопание. Этот вид казни предназначался исключительно для женского пола. Он применялся за убийство мужей и представлял собой из всех казней одну из мучительных по продолжительности страданий. Женщину закапывали стоймя в землю и на поверхности была только голова. Казнимая умирала в течение нескольких дней, а иногда процесс мучительной смерти продолжался до месяца.

Рядом стоял стражник, чтобы никто не приближался к закопанной и не поил и не кормил. Но зато разрешалось кидать страдалице деньги на гроб и поминальные свечи. Иногда казнимую по ходатайству духовных лиц выкапывали на второй день и отправляли на вечное жительство в монастырь. Данный вид казни, несмотря на законодательный запрет 1689 года, просуществовал практически до начала царствования Елизаветы Петровны.

6. Залитие горла расплавленным металлом применялось за подделку денежных знаков, Горло заливалось тем самым металлом, который употреблялся для подделки монет, обыкновенно - олово или свинец. Это был также вид мучительной смерти, наступавшей иногда только на второй день, что побудило царя Петра, опять же из-за гуманных соображений, сразу же после залития металла в горло, отсекать голову, дабы казнимый особо не мучался.

7. Сожжение. Казнимого сжигали на костре или в срубе, обложенном снаружи горючими материалами. Применялся этот вид казни к преступникам против веры и поджигателям, хотя их могли постигнуть и другие виды казни, например, повешение. Одним из видов сожжения было копчение частей тела или сожжение руки, ноги и т.д. В 1722 году казнили копчением двух человек, которые утверждали, что Петр - антихрист. Их в течение восьми часов коптили на вертеле, постепенно у них вылезли все волосы на бороде и голове и тела их таяли, как воск.

8. Четвертование хорошо известно всем. Отсекали сперва руки и ноги, а потом голову. Некоторые правители 18 века практиковали этот вид казни, но с небольшими вариациями: с отсечением предварительно только одной руки и одной ноги.

9. Колесование вошло в применение в 17 веке. Осужденному, распростертому на земле, дробили тяжелым колесом руки и ноги, а затем положив на то же колесо, поднимали на длинный шест, раздробленные конечности свешивались. Иногда, чтобы казнимый не мучался, ему ударяли тяжелым предметом по шее или просто отсекали голову, а потом подняв тело на колесе прикрепляли голову ко втулке колеса гвоздем или на колу. Большей частью преступник был вынужден страдать и умирал на вторые сутки, как это было с боярином Кикиным, который был казнен Петром за то, что слишком умничал.

Разговаривая с боярином Кикиным накануне его казни, Петр говорил ему: "Послушай, Кикин, объясни будь добр, вот ты при всем своем уме, несмотря на все мои поблажки тебе, я приобрел в тебе вага? Отчего? Скажу, коль неизвестно, коли сам не понял, хоть востер: при тебе уму не в меру тесно, а ему необходим простор". Петр приказал обезглавить Кикина на второй день по просьбе мучившегося на колесе боярина.

10. Посажение на кол. Казнь широко применялась в 16-18 веках в России. Осужденного сажали на заостренный конец кола, который могли смазать предварительно жиром. Тело скользило вниз и скоро наступала смерть. Иногда на колу делались горизонтальные перекладины, мешавшие телу быстро скользить вниз. Тогда мучительная смерть продлевалась на несколько дней. Тяжесть тела вела к тому, что заостренный конец кола разрывал все встречающиеся на его пути внутренние органы и постепенно выходил наружу в спине между лопатками или со стороны груди. В 1614 году так был казнен сообщник и любовник Марии Мнишек - казацкий атаман Заруцкий. Посажение на кол широко применялась при массовых казнях.

11. Повешение за ребро на железном крюке, подвешенном к виселице, имевшей форму буквы Г. Особого распространения такой казни не было. Когда применяли этот вид казни, у осужденного крюк через ребра выходил наружу, корпус казнимого принимал от тяжести изогнутое положение, голова и ноги свешивались книзу. Иногда перед повешением за ребро осужденному дробили ломом руки и ноги.

Мучить казнимых не считалось зазорным, поскольку это было одним из видов устрашения. Однако народ, для которого предназначалось это устрашение, относился к казням по принципу: "умел гулять, умей ответ держать".

Осужденный осознавал себя не простым преступником, а лишь побежденным врагом правительства, которому ничего не остается, как умереть с честью. Безразличие к смерти и покорность к судьбе при своей игре с жизнью была у преступников потрясающей.

Таково же было и отношение народа к "несчастным": равнодушным или жалостливым, но всегда готовым, при случае самому совершить деяние, достойное казни. Казнь становилась в глазах народа обычной неизбежностью, которая может настигнуть любого при определенном стечении обстоятельств. Ничего особенного в душе народа от казней не происходило.

Если статья понравилась: Поставьте лайк, подпишитесь на канал и оставляйте свои комментарии.
Категория: Интересно и любопытно | Просмотров: 77 | Добавил: Fialka | Рейтинг: 0.0/0