17:24 Детство в Древнем мире: хвалить или казнить | |
Воспитание детей по праву считается очень ответственным делом, требующим немало вложений как материальных, так и душевных. Мы все хотим дать следующему поколению лучшую жизнь и обеспечить его одним из самых главных ресурсов – знаниями. Как же поступали со своим потомством в Древнем мире? Древняя Русь Праславяне, жившие родовыми общинами, воспитывали детей трудом. Малыши уже с 4 лет участвовали в полезных делах, обучаясь мастерству у старших. Играть детям тоже дозволялось, но забавы направлялись на выработку нужных навыков: охота, собирательство, ловкость и прочее. В 7 лет девочек и мальчиков разделяли. Будущих женщин обучали ведению хозяйства, собирательству. Мальчикам предстояло учиться ратному делу, производству орудий труда, охоте. В 14 лет подростки проходили инициацию. Чтобы мальчика начали считать полноправным членом общины, ему предстояло убить дикого зверя, переплыть реку, развести огонь в сырую погоду и перечислить несколько поколений предков. Последнее испытание считалось особенно важным. Юнец, не знающий предков, мог быть изгнан из общины. Древний Египет В Древнем Египте дети знати учились в школах, расположенных при храмах. Принимались малыши с 5-летнего возраста, продолжительность курса составляла 12 лет. Ученикам преподавали астрономию, геометрию, историю, музыку. Особенно трудоемким было обучение чтению – детям следовало запомнить более 700 иероглифов. В школах учились преимущественно мальчики, но девочкам это не запрещалось – Древнеегипетское государство известно уважительным отношением к женщинам в сравнении с другими древними цивилизациями. Здесь к подрастающему поколению относились наиболее бережно и уважительно. В число педагогических задач также входила защита детей от психологических травм. Древний Иран Персы растили детей до 7 лет в атмосфере вседозволенности. После наступления этого возраста от ребенка требовали абсолютного повиновения. Ослушаться можно было лишь три раза, а строптивых детей ждала смертная казнь. Важной воспитательной задачей было научить ребенка говорить всегда правду. Считалось, что сын должен вырасти патриотом, воином и мудрым человеком. В Древнем Иране очень трепетно относились к знаниям, считая их подарком богов. Древняя Греция Греки стали основоположниками 3-ступенчатой системы образования. Первая ступень обучения предлагала базовые знания – счет, письмо, чтение. На этом этапе заканчивалось образование детей бедняков. Вторая ступень предполагала чтение поэтов, философов и ораторов, изучение истории. Третья ступень основывалась на риторике, философии и праве. Также уделяли значительное внимание музыке, которая облагораживала и возвышала. Наравне с интеллектуальным развитием личности имело значение и состояние тела. В Афинах появилась первая гимназия – учебное заведение, которое специализировалось на развитии силы и ловкости. Физические наказания были обычным делом. Даже среди девочек Спарты было принято гордиться следами от розог. Подростки, у которых не было шрамов, высмеивались сверстниками, получали прозвище неженок. Древний Китай В Китае образование стало общедоступным благодаря деятельности великого мыслителя Конфуция. Древний философ разработал уникальную систему обучения, конфуцианство, которая позже стала на уровень государственной идеалогии. Китайские дети начинали учиться в 7 лет, срок окончания не устанавливался. Процесс считался завершенным, когда наступало торжество «света знаний над тьмой невежества». В Древнем Китае была и высшая школа. Прообразом современных университетов стало императорское учебное заведение Тайсюэ, это учреждение было самым грандиозным в древнем мире. Авторитет и социальное положение учителя в китайском обществе были чрезвычайно высокими. Начиналось обучение с ритуала, когда ребенок дарил педагогу бамбуковую палку, которая символизировала дисциплину и физические наказания. Конкурсный отбор на государственные должности осуществлялся по результатам экзаменов. В китайском обществе считали, что престижные посты в государстве должны занимать те, кто обладает талантом, а не высоким рангом. То есть занять престижные посты могли не только дети аристократов, но и потомки более низких слоев населения. По большей своей части страны Древнего мира были особо строги к своим детям, а к воспитанию подходили скорее с точки зрения практичности в будущем. Хоть и у подрастающего поколения того времени детство было суровым, это не означает, что родители вовсе их не любили – таковы были правила Древнего мира. А каково Ваше мнение на этот счет? | |
|