16:15
Призраки на фото: история мистификации
По мере развития фотографических технологий появлялось все больше снимков с изображенными на них загадочными фигурами – попавшими в кадр призраками, как считают некоторые. Корреспондент BBC Future выяснил, что они встречаются даже на фотографиях со смартфонов.

Февраль 2015 года, дворец Хэмптон-корт в Лондоне. 12-летняя Холли Хэмпсхейр берет свой iPhone, чтобы сфотографировать кузину Брук, когда та в одиночестве идет по величественным королевским апартаментам. Щелк. Готово.

Но на следующий день двоюродные сестры обнаруживают, что Брук на фотографии получилась не одна. За ней следом движется серый образ - высокая женщина в накидке. На следующем снимке этой аномалии уже нет.

Что это было? Уникальное документальное фото терзаемой души, никак не могущей найти успокоения? Или же нечто, поддающееся вполне рациональному объяснению?
 
Призраки и сегодня появляются на фото - как эта "серая леди" из дворца Хэмптон-Корт; на самом деле это артефакт функционирования фотокамеры iPhone
Ответ, как мы увидим, надо искать не в мире потустороннего. Этот призрак - лишь один из новейших персонажей в истории фотографий с привидениями. Такие загадочные тени появлялись на снимках с момента изобретения первых фотокамер. С каждым новым прорывом в фотографических технологиях возникали и новые типы "привидений" - а иногда их добавляли в снимки специально.

"Я отношусь к этому скептически и говорю с позиции фотографа и человека, который не верит в привидения. Не думаю, что эти "призраки" представляют собой нечто такое, чего нельзя было бы добиться с помощью разных техник фотографии", - считает Майкл Притчард, генеральный директор Королевского фотографического общества в Британии.

Разум и шестое чувство
"Призрак-фото" уходит корнями в XIX век. В 1850-60-е годы многие фотографы экспериментировали с применением специальных эффектов, таких как стереоскопическое изображение и двойное экспонирование. Но некоторые беспринципные фоторемесленники вскоре поняли, что этими техниками можно пользоваться для обогащения.

Американский фотограф-любитель Уильям Мамлер в 1860-х годах, как предполагается, стал первым человеком, запечатлевшим на фотографии "духа".

На том известном снимке можно было разобрать привидение его покойного кузена. Приходил он к нему в самом деле или нет, остается тайной, но способность Мамлера запечатлевать призраки покойных людей (как правило родственников) на фотографиях вскоре привела к нему клиентуру.
 
 
За такие фотографии, как эта (с "призраком" бывшего президента США Авраама Линкольна), Мамлера обвинили в мошенничестве
Поначалу специалисты не могли найти признаков подделки на мамлеровских призрак-фото. И любитель постепенно стал профессионалом: к нему приходило все больше людей, желающих получить потусторонний снимок с родственниками, погибшими в американскую Гражданскую войну.

Похоже, Мамлер добивался такого эффекта, вставляя в камеру стеклянную пластинку с готовым позитивным снимком погибшего впереди стеклянной светочувствительной пластинки, на которую делалась фотография клиента. За счет такой двойной экспозиции получался снимок не одного только заказчика, но и "призрачного" изображения с дополнительной пластины.

На одном знаменитом снимке Мамлера "призрак" Авраама Линкольна появился на фото его супруги Мэри Тодд Линкольн. Список клиентов фотографа рос, но множилось и число его критиков.

Одним из наиболее яростных был американский шоумен Пи Ти Барнум, утверждавший, что эти призрак-фото попросту эксплуатируют доверчивость убитых горем семей и отдельных людей. Зазвучали также и обвинения в том, что Мамлер якобы вламывался в дома, чтобы украсть фотографии мертвых родственников, а некоторые "духи" на его снимках так и вообще, как утверждалось, продолжали успешно жить и здравствовать.

Мамлер предстал перед судом по обвинению в мошенничестве, и Барнум дал против него показания. Самым ярким моментом процесса стал эпизод, когда в зале заседаний была показана намеренно сфальсифицированная фотография, призванная продемонстрировать, насколько легко можно было сделать снимок в стиле Мамлера. На фото сам Барнум был показан вместе с Авраамом Линкольном. Было похоже, что охотники за привидениями наконец добрались до фотографа.
 

Имея богатое воображение, несложно увидеть размытые фигуры на нечетких фотографиях
Несмотря на улики, с Мамлера сняли обвинение в мошенничестве, но ущерб его репутации уже был нанесен, и его карьера фотографа "духов" подошла к концу. Техники, которые он применял, были усовершенствованы его последователями под конец XIX века, когда вырос спрос на фотографии с призраками, но и эти кудесники негатива тоже никак не могли избавиться от критики в свой адрес.

Английский священник и медиум Уильям Стэйнтон Мозес был одним из ранних исследователей этой темы. Вот что говорит о нем Алан Мерди, председатель "Клуба привидений" (основанного в 1862 году и считающегося старейшей в мире организацией по изучению и расследованию паранормальных явлений): "К 1875 году он изучил более 600 фотографий, на которых якобы были засняты призраки. По его мнению, среди них было не более дюжины таких, которые с натяжкой можно было бы считать примером чего-то сверхъестественного. И он добавлял: "Есть люди, которые и в швабре с тряпкой готовы признать своего безвременно ушедшего родственника".

Но все больше людей заводили себе фотокамеры, и все больше, соответственно, становилось и "призрак-фото". "К 1880-м годам кто угодно мог взять в руки фотоаппарат и снимать, а это открыло дорогу шарлатанам, которые охотно обманывали людей и играли на их эмоциях", - говорит Притчард.
 
 
Примерно в этот же период была сделана одна из самых знаменитых фотографий "привидения".

В 1891 году Сибелл Корбет фотографировала в библиотеке аббатства Комбермир в английском графстве Чешир. В кресле на первом плане кадра оказался мужчина, а вернее, легкие очертания его головы, воротника и правой руки. Утверждалось, что это дух покойного лорда Комбермира - он незадолго до снимка погиб, катаясь на лошади, и в то время, когда была сделана фотография, как раз проходили его похороны. Выдержка у фото составила целый час, и поэтому специалисты-скептики сочли, что во время столь продолжительного экспонирования в комнату просто вошел слуга и на какое-то время сел в кресло. Впрочем, большинство слуг заявили, что были в это время на похоронах своего лорда.

После войны
К началу Первой мировой войны спиритуализм и призрако-фотография имели ряд заметных сторонников - в том числе писателя Артура Конан Дойля, члена "Клуба привидений". Чувство утраты, охватившее население многих стран после войны, привело к желанию как-то воссоединиться с потерянными родственниками и друзьями. Свои услуги в этой области охотно предложил англичанин Уильям Хоуп, уже обладающий соответствующей репутацией.

Как и Мамлера, Хоупа преследовали обвинения в мошенничестве. В его отношении в 1922 году было проведено расследование силами комиссии Общества сверхъестественных исследований, которую возглавлял известный специалист по таким вопросам Гарри Прайс. Он изучил дело и выяснил, что Хоуп и вправду мошенничал, используя две стеклянные пластины - одну с призрачным силуэтом, другую светочувствительную, на которой появлялись изображения "призрака" и объекта съемки одновременно. Но, в отличие от Мамлера, после этого откровения Хоуп все равно продолжил работу в качестве медиума и "фотографа духов", поддерживаемый своими многочисленными рьяными сторонниками.
 
 
Уильям Хоуп выдавал за фото с привидениями кадры с двойной экспозицией
Более чем десятилетие спустя Прайс расследовал дело, в котором все было куда менее понятно. В 1936 году двое сотрудников журнала Country Life делали снимки у подножия лестницы в поместье Рейнхэм-холл в английском графстве Норфолк. Фотограф капитан Юбер Прован и его помощник Индре Шира только-только собрались сделать фотографию этой лестницы, когда Шира неожиданно увидел "парообразную форму, постепенно принимавшую очертания женщины" и спускавшейся к ним по лестнице. Несколько секунд спустя фотографы торопливо сделали снимок. Он был опубликован в журнале Country Life и получил название "Коричневая леди". Некоторые считали, что это была фигура леди Дороти Тауншенд, которая, как говорили, посещала поместье в виде привидения после своей загадочной смерти в 1726 году.

Прайс считал, что в этом случае не было предпринято никаких попыток сфальсифицировать снимок. "Сразу скажу, что я был впечатлен. Мне рассказали очень простую историю: мистер Индре Шира увидел привидение, спускающееся по лестнице, как раз в тот момент, когда голова капитана Прована была под черным покрывалом. Один лишь крик предупреждения - и колпачок сняли с объектива, сработала вспышка, а результаты этого мы все теперь видим. Я не могу отбросить их рассказ и не имею права им не верить. Если это подделка, то она может быть лишь результатом сговора между этими двумя мужчинами. А негатив сам по себе врать не может", - заявил Прайс.

Но были и люди, настроенные более скептически. В 1937 году Общество сверхъестественных исследований решило, что причиной появления "духа" на снимке стало случайное движение камеры во время шестисекундной экспозиции. "Я думал, что в Коричневой леди Рейнхэм-холла что-то есть, пока я не прочитал оригинал отчета Общества", - признает Мерди.
 
 
Как и многие другие исследователи этой темы, сам Мерди видел бессчетное количество снимков, на которых, как утверждалось, были изображены призраки. "Мне кажется, лишь очень немногие фотографии могут действительно считаться иллюстрациями каких-то паранормальных явлений", - говорит он.

Призрак в цифре
Современные цифровые фотоаппараты с не меньшей легкостью могут создать фальшивого "духа". Появление "серой леди" из Хэмптон-корта, с которой начиналась эта статья, практически наверняка связано с технологическими особенностями камеры, которой было сделано фото.

В отличие от пленочных камер, камеры в телефонах обычно делают снимок постепенно - примерно по тому же принципу, как сканер сканирует страницу с текстом. Это чуть более длительный процесс - особенно при низком освещении, когда телефонной камере нужно больше времени, чтобы запомнить достаточно визуальной информации для получения фото приемлемого качества. Этот процесс, известный как "сглаживание изображения", способен приводить к тому, что движущиеся предметы в кадре могут выглядеть искаженными.
 
 
Слендермен, он же Тощий Мужчина, стал героем кинофильмов 
"Призрак-фото" сейчас переживает ренессанс, рождая такие интернет-мемы, как Тощий мужчина (Слендермен) - сверхъестественный персонаж, которого порой добавляют в снимки для пущего драматического эффекта.

Несмотря на то, что нам хорошо известны техники компьютерной манипуляции с изображениями, остается немало людей, верящих в то, что духов можно сфотографировать. По данным опроса 2013 года, 42% американцев верят в привидения. Схожий британский опрос в 2014 году показал, что 39% граждан Соединенного Королевства уверены: дома с привидениями действительно существуют.

 
Категория: Интересно и любопытно | Просмотров: 60 | Добавил: Fialka | Рейтинг: 0.0/0