Самая знаменитая жемчужина в мире принадлежала Клеопатре

22:05
Самая знаменитая жемчужина в мире принадлежала Клеопатре
«Ты где была, Жемчужина, когда я ждал тебя?» — вопрошал К.Бальмонт. И все (или почти все) женщины ждут свою жемчужину — кто-то, чтоб поразить своего Антония, а кто-то — чтобы украсить маленькое черное платье от Шанель. Неудивительно, ведь, согласно античной традиции, жемчуг носила рожденная из морской пены богиня любви Афродита. Этот самоцвет и в мире искусства с давних пор занял свое почетное место — пусть не ключевое, но весьма активное.

Сегодня немного о искусстве, тема посвящена жемчужине знаменитой женщины на троне.
 
Йорданс. "Пир Клеопатры" (фрагмент) 1653. Эрмитаж

Пожалуй, самая знаменитая конкретная жемчужина в картинах -- Клеопатры.

История эта описана у Плиния в "Естественной истории": как-то поспорила царица и ее любимый Марк Антоний, кто из них закатит самую дорогую пирушку. Клеопатра вроде бы проигрывает, но тут она вынимает из уха серьгу с жемчугом цены немалой, растворяет в кубке с вином и выпивает получившееся.
 
Ян де Брай. Автопортрет с семьей в образе Марка Антония и Клеопатры (фрагмент). 1669.

Ученые, впрочем, уточняют, что растворить жемчуг можно было бы только в адском уксусе или совсем кислоте, а никак не в сладеньком винце, и соответственно, выпей Клеопатра это -- мы б имели сюжет "Живописный труп: Самоубийство Клеопатры" несколько пораньше.

Но да ладно, главное, что история красивая. Впрочем, возможно, то, что Клеопатре удалось выпить свою смесь, можно объяснить кислотно-щелочной реакцией, когда кислота нейтрализуется карбонатом кальция. Эксперимент никто не повторил за неимением жемчужины ценой в миллионы сестерциев.
 
Тьеполо. "Пир Клеопатры" (фрагмент). 1744. Национальная галерея Виктории

Плиний, кстати, рассказывает, что случилось с оставшейся непарной сережкой (вечно с ними проблемы -- выкинуть жалко, носить не с чем, девочки знают: я лично в рукоделии использую и кукол украшаю. Клеопатра поступила примерно также -- вторую сережку распилили пополам и украсили ими уже как "серьгами" статую Венеры в римском Пантеоне).

В искусстве этот сюжет называется обычно "Пир Клеопатры" и легко опознается по кубку+жемчужине (или жесту, когда царица тянется к уху). Иногда есть даже интереснее варианты: никакого пира и Марка Антония вокруг нету, а есть только барышня с жемчужиной.
 
Anthoni Schoonjans. "Клеопатра, кладущая жемчужину в кубок". 1706. Рейксмюзиум

Иногда бывает, что это просто так -- холст был небольшой, и поэтому художник ограничился 1 фигурой. А иногда видно, что это нарочно сделанный портрет реальной аристократки Нового времени в образе Клеопатры. В 17 веке такое любили: например, есть такой портрет Марии Манчини, племянницы кардинала Мазарини, той самой, соперницы мадемуазель Лавальер.
 
Вуэ. "Мария Манчини в образе Клеопатры".

И, конечно, все эти "Клеопатры" на картинах мастеров XVI-XIX веков, с точки зрения внешности (цвет волос, глаз, фигура) -- отнюдь не египтянки и не гречанки. А среднеевропейки, белокожие и светловолосые, именно того физического типа, который был моден в эпоху написания картины. Так что порой жест с жемчужиной -- единственный способ опознать в пышной "красавице", похожей на нашу императрицу Елизавету Петровну, знаменитую египетскую царицу... И вы теперь владеете этим навыком!

Подпишитесь на наш канал. 
Категория: Интересно и любопытно | Просмотров: 81 | Добавил: Fialka | Рейтинг: 0.0/0