Зачем нам конец света?


В последнее время опять стали часто говорить о конце света. А зачем нам конец света? В самом деле -зачем? Почему человечество с упорством, достойным лучшего применения, ждёт своей гибели? Уж сколько их было предсказано, этих концов света, - первые упоминания о близящейся мировой катастрофе относятся ко временам Древнего Египта. А как ожидали конца света после смерти последнего апостола! А в год столетия со дня распятия Иисуса!... Не говоря о крайне сомнительной с точки зрения порядкового номера 666-м - уж в год, совпадающий с числом Зверя, точно мир рухнет!
Не рухнул. Как не рухнул в 2000-м и в 2012-м, и в прочие "точно предсказанные", научно выверенные или полученные в "пророческих" видениях даты.
И если весь многотысячелетний опыт нас не отучил верить в мифы о конце света, значит, эта вера нам для чего-то нужна. Для чего же?
Прежде всего, давайте договоримся, что конец света - не явление в полном смысле слова, не событие - возможное или невозможное, неважно. Это бренд, причём суперраскрученный. В самом деле, разве люди при словах "конец света" представляют себе грохот разваливающихся домов, омерзительный запах гари, разрывающий лёгкие, своих искалеченных, хрипящих в предсмертной судороге детей, самих себя, придавленных обломком стены? Да ни коем случае! Перед глазами возникают совсем иные картины - величественные, по-своему красивые. Гибнущее солнце, разверзающаяся бездна, схлопывающийся мир.
А почему, собственно, мы представляем себе этот вселенский спектакль? Так уж человек устроен: включаются защитные механизмы психики. А главное (вернёмся к началу разговора), потому что конец света - это бренд.
Вот смотрите: нормальный человек опасается встречи в тёмном переулке. Тут каждый - реалист и никогда не идеализировал встречу с насильником или грабителем. Стать жертвой мерзавца - не уникальный опыт, а несчастье, причём, увы, вполне рядовое. Так что из нападения грабителя никто бренд не делает.
С концом света ситуация в принципе иная. Ведь он ещё никогда не случался - кто знает, как это будет? Словом, конец света - некое невероятное шоу, и нам может выпасть на долю стать его свидетелями! Разве не хочется увидеть то, что не дано было узреть доселе никому?
Именно на этом построены образы гибели мира во множестве современных фильмов. Так и рождается бренд. Но ведь не только журналисты и киношники раскручивает бренд? Прежде всего его раскручивают псевдоучёные, которым хочется получать миллионные инвестиции под свои чудо-проекты спасения мира, защиты от апокалипсиса. Ах, какие деньги получены для разработки защиты от Большого адронного коллайдера, который грозил спровоцировать возникновение чёрной дыры! Миллиарды! Призывы так и звучали:" Остановимся апокалипсис!" Чем грозней и громче, тем серьёзнее раскошелятся инвесторы.
Итак, давайте посмотрим, кому выгоден миф о конце света. Авторам всяческих бестселлеров и фильмов о конце света; псевдоучёным, умеющим припугнуть инвесторов и общество; строительным компаниям, специализирующимся на возведении бункеров... А также проповедниками и руководителям сект, провозглашающих, что только их приверженцы спасутся. Для них грядущий конец света - золотое дно. Запуганные и одурманенные члены апокалиптические сект с радостью отписывают своим гуру дома и капиталы. Логика проста: на тот свет с собой не заберёшь, зато на эти деньги гуру сможет спасти ещё кого-то из заблудших.
Вообще, выгода от раздувания темы конца света вовсе не исчерпывается материальной стороной вопроса. Кое-кому куда важнее иные дивиденды. Например, руководителям государств.
Тем, кто отвечает за настроения в обществе и зависит от них, очень важно отвлечь людей от реальных проблем. Но, что самое ужасное в идее конца света, даже если воображать его не как реальную смерть, а как шоу? Близкий апокалипсис отнимает уверенность в завтрашнем дне. А человеком, утратившим веру в собственное "завтра", потерявшем почву под ногами, очень легко манипулировать. К чему, собственно, и стремятся руководители всех мастей.
А мы-то почему ведёмся? Потому что и нам, большинству во всяком случае, это выгодно. Да-да. Политики и олигархи таким образом отвлекают наше внимание от своих махинаций, а сами мы благодаря идее конца света отвлекаемся от решения собственных насущных проблем. Судите сами: есть ли смысл искать выгодную работу, получать образование, тратить силы на личностный рост, если через год-полтора всё само собой рухнет? Или: стоит ли думать о таких мелочах, как квартплата, если скоро конец света?
Приближающаяся гибель мира - отличное, просто замечательное оправдание любого шага, любого поступка. Если вот-вот всё полетит в тартарары, можно вообще ничего не делать или, наоборот, можно позволить себе всё. Плюнуть на ближних, прокутить последние деньги.
Давайте взглянем на проблему с другой стороны. В мире нарастают тревожные симптомы, как будто подтверждающие, что надвигается нечто ужасное, - может, и в самом деле приближается конец света? Природные катаклизмы, изменения климата, мировой кризис, техногенные катастрофы.
Всё это - черты некоего глобального сбоя, который затронул и природу, и политику, и экономику. Это признаки того, что происходит некий качественный переход. И только от нас зависит, на каком уровне, в каком мире мы окажемся.